Каррьера

Каррьера
, Розальба (Carriera, Rosalba) 1675, Венеция — 1757, Венеция. Итальянская художница венецианской школы, преимущественно работала в технике пастели. Родилась в Венеции в семье художника из Кьоджи. Переехав в Венецию, семейство Каррьера поселилось на улице Чентоани возле Большого канала, где собирались деятели венецианской культуры. Розальба и две ее сестры владели латынью и французским, прекрасно пели и занимались живописью. По сведениям А. М. Дзанетти, Розальба училась у последователя А. Балестры Дж. Диаманти в Венеции, брала уроки у А. Балестры и С. Бомбелли, Дж. А. Пеллегрини (за которым была замужем ее сестра Анджела). Розальба начала заниматься миниатюрой у работавшего в Венеции француза Ж. Стеве или местного художника и аббата Дж. Ф. Рамелли (изображен на портрете Ф. Тревизани). Как и оба эти миниатюриста, она писала портреты маслом, предназначенные для табакерок, которые были в моде у аристократов, куривших и нюхавших табак. Один из героев комедии К. Гольдони говорил, что табакерка — "достойный подарок титулованной особе". Миниатюрные овальные портреты маслом Розальбы Каррьеры Дама за фортепиано и Девушка с голубем (1705, оба — Дрезден, Картинная галерея), за которые она была избрана членом Академии Св. Луки, написаны светлыми полупрозрачными розовыми, синими, голубовато-серыми красками, создающими радостную цветовую гамму. Такой тип рокайльного портрета, близкий "головкам" П. Ротари, передавал не столько сходство, сколько изящный ракурс и состояние души. Среди этих преимущественно дамских миниатюрных портретов наиболее интересно изображение А. М. Дзанетти (до 1705, Венеция, галереи Академии). Полуфигура юноши изящно вписана в овальную форму полотна. Он изображен в домашнем халате и вышитой домашней шапочке. Художница передает чуть женственную грацию молодого человека — в будущем известного историка искусства. В наибольшей мере талант Розальбы Карреры раскрылся в зрелом возрасте, когда она обратилась к пастели, создав в ней галерею образов своих современников и автопортреты. Технике пастели она обучалась, по-видимому, у англичанина К. Коля. Интерес к пастели возник у нее после путешествия в Париж (1720—1721) и знакомства с произведениями М. К. Латура, Ш. Перроно, П. Э. Лиотара, живописными портретами Риго, Куапеля, Ларжильера. Пастельные портреты Каррьеры, в свою очередь, произвели большое впечатление на французских художников и знатоков искусства. П. Ж. Мариэтт составил полное описание портретов художницы и посвятил ей поэтический сонет, где назвал ее "виртуозом". Созданный в Вене пастельный портрет Метастазио в 30 лет (Дрезден, Картинная галерея) — один из ранних шедевров Розальбы. Полуфигура прославленного либреттиста, работавшего при венском дворе, изображена в трехчетвертном повороте. Маленькая черная бархатная шапочка эффектно оттеняет рыжеватые пряди волос и яркие голубые глаза. Колорит портретов Розальбы всегда строится на тональной разработке одного-двух цветов: синего в портрете кардинала М. де Полиньяка (Венеция, галереи Академии), серо-пепельного и черного — в портрете французского консула в Венеции Ле Блона (1727, Дрезден, Картинная галерея). Художницу всегда интересует лицо модели, костюм же составляет необходимое декоративное дополнение в поиске тональных сочетаний. В жемчужно-серой гамме тонов написан портрет известной венецианской красавицы Катарины Барбариго. Портрет Марии Лабиа (Дрезден, Картинная галерея), возлюбленной президента парламента Дижона де Бросса, построен на нежном сочетании оттенков розового и голубого цветов. В серии портретов венецианских знатных дам (gentildonne, как их называли в Венеции) передана легкость характеров изображенных (Изабелла Пизани, Лукреция Мочениго, оба — Дрезден, Картинная галерея). В этих портретах Розальбы проявилась уходящая изысканность эпохи рококо. Ок. 1745 художница перестала работать из-за слепоты и последние десять лет делала лишь реплики своих пастелей с помощью сестры Джованны. В Автопортрете в виде Поэзии (1747, Венеция, Ка’Реццонико) с особой силой прозвучали ноты меланхолии, присущие ее поздним работам. Темный коричневатый колорит пастели, пятно зеленой наколки на голове в виде плюмажа из виноградных листьев, ассоциирующейся с венком победителя, безразличный взгляд усиливают чувство грусти, рождаемое этим портретом-аллегорией, повествующем о трудности творчества. Искусство Розальбы Каррьеры, этой талантливой художницы, оказало значительное влияние на живописный камерный портрет не только итальянских, но и французских мастеров. В пастели ее прямыми последователями в Венето были Дж. Ногари, женщины-художницы Ф. Павона (1692—1771) и М. Молин (1740—1772). В портретной миниатюре ее традиции продолжила Марианна Карлеварис (1703—1750), дочь ведутиста Л. Карлевариса.
Лит.: Федотова Е. Д. Венеция. Живопись века Просвещения. М., 2002; Diario degli anni 1720 e 1721 scritto di proprio mano in Parigi da R. Carriera, dipintrice famosa. Venezia, 1743; Malamani V. Rosalba Carriera. Bergamo, 1910; Gatto G. Per la cronologia di R. Carriera // Arte Veneta. 1971. Anno XXVI. P. 182—192.
Е. Федотова

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город. . 2006.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Каррьера" в других словарях:

  • Каррьера — Каррьера, Розальба Каррьера, Розальба Розальба Каррьера Автопортрет с портретом сестры, 1715 Имя при рождении …   Википедия

  • Каррьера Р. — Каррьера, Розальба Розальба Каррьера Автопортрет с портретом сестры, 1715 Работы на Викискладе Розальба Каррьера (итал. Rosalba Carriera …   Википедия

  • КАРРЬЕРА — франц. carriere, ит. carriera, от лат. carrus, телега. Поприще; успех по службе или в обществе. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865 …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Каррьера Розальба — Каррьера, Розальба Розальба Каррьера Автопортрет с портретом сестры, 1715 Работы на Викискладе Розальба Каррьера (итал. Rosalba Carriera …   Википедия

  • Каррьера, Розальба — Розальба Каррьера Rosalba Carriera …   Википедия

  • Розальба Каррьера — Каррьера, Розальба Розальба Каррьера Автопортрет с портретом сестры, 1715 Работы на Викискладе Розальба Каррьера (итал. Rosalba Carriera …   Википедия

  • Бомбелли — Себастьяно (Bombelli, Sebastiano) 1635, Удине 1716, Венеция. Итальянский живописец венецианской школы. В его творчестве итальянские исследователи склонны видеть истоки венецианской портретной живописи XVIII в., как и в творчестве П. Белотти. В… …   Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • Корш Евгений Федорович — Корш, Евгений Федорович журналист, брат предыдущего, один из членов московского литературного кружка, к которому принадлежали Грановский , Герцен , Белинский , В. Боткин , Кетчер и другие. В 1858 1859 годах издавал и редактировал журнал Атеней .… …   Биографический словарь

  • Корш, Евгений Федорович — журналист, брат Валентина Федоровича К. (см), последний оставшийся в живых член того известного московского литературного кружка, к которому принадлежали Грановский, Герцен, Белинский, В. Боткин, Кетчер и др. Имя его часто встречается в… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Корш Евгений Федорович — I журналист, брат Валентина Федоровича К. (см), последний оставшийся в живых член того известного московского литературного кружка, к которому принадлежали Грановский, Герцен, Белинский, В. Боткин, Кетчер и др. Имя его часто встречается в… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»